О Каратэ

Шотокан — самый многочисленный стиль каратэ во всём мире. Основатель его — Гичин Фунакоши.
Красный круг, символическое изображение солнца, окружённый белым полумесяцем, — эмблема стиля, означающая единство дух противоположных начал Ян и Инь — солнца и луны.
Тотэмный знак стиля — стилизованное изображение тигра с поднятой передней лапой и иероглифом << Кйо >> (учение) над задней лапой.
Фунакоши объявил главным принципом каратэ понятие, в соответствии с которым << атака в каратэ не имеет преимущества >>, или << каратэ не является оружием агрессии >>. Тем самым он подчеркнул идею гуманности, которую он проповедовал в каратэ-до. Однако кроме философского смысла этот девиз содержит и практический смысл, заключающийся в том, что атакующая рука или нога противника превращаются в мишень для защищающегося и могут быть поражены мощным блоком или контрударом. (Вот почему ката в Шотокане всегда начинаются с защитного движения — блока).
Фраза о том, что каратэ не является оружием агрессии, имеет продолжение. В целом эта идея несёт следующий смысл: в каратэ не нападают первым, в каратэ бьют первым. Это предполагает пресечение агрессии в самом начале и отвечает на вопрос: нужно ли дожидаться первого удара со стороны агрессора? То есть агрессия начинается первой, но контратака заканчивается раньше, чем атака. В итоге, если агрессор явно и конкретно собирается напасть, то следует нанести удар раньше его.
Шотокан является относительно более сложным стилем, чем другие по ряду причин:
1. Это самый жёсткий стиль карате-до, требующий хорошей физической подготовки.
Тигр — тотемный знак стиля — входил в число практикуемых пяти <<звериных>> стилей в Шаолиньском монастыре. Стиль отличается резкими, мощными, стремительными атаками и перемещениями. Требования к исполнителю полностью совпадают с шаолиньскими — та же резкость, мощь, сила, низкие стойки, максимальная концентрация усилий в любом действии.
2. Исполнение каждого технического приёма должно заключать в себе одновременно несколько параметров:
— правильное дыхание, что активирует циркуляцию внутренней энергии Ки (Чи, Ци);
— выполнение действия в нужный момент;
— чёткое правильное выполнение технического действия и окончание выполнения действия;
— развитие максимального усилия на амплитуде удара за минимальное время удара и резкая остановка удара, что усиливает ударный импульс (кимирование), а также максимально быстрое реверсивное (обратное) движение конечности.
3. Программа обучения достаточно сложная и объёмная. Необходимо знание более двадцати ката.
Особенно серьёзное внимание уделяется:
— приобретению устойчивого равновесия, что достигается в низких стойках;
— сильной вращательной работе бёдер в горизонтальной плоскости в направлении удара или в противоположном удару направлении, что значительно усиливает удар или блок;
— соблюдению принципа <<концентрация — расслабление>>, т.е. своевременному и мгновенному включению всех мышц -антагонистов в конечной фазе движения. В этом случае положительное ускорение сменяется отрицательным, что приводит к резкой остановки ударной конечности, благодаря чему возникшая ударная волна проникает в глубь поражаемой поверхности.
Шотокан отличается от других стилей каратэ преимущественно линейным приложением силы ударов, так как кратчайший путь к цели — прямая, что отличается, например, от стиля Годзю Рю и др.
Философия Шотокана конкретна:
— главное в атаке — выбрать правильный момент и не быстром сближении нанести один или несколько ударов, чем достигается максимальная эффективность при минимуме средств;
— главное в защите — надёжность и сила блока, чтобы у противника не возникало желание атаковать снова;
— основное оружие — мощные прямые удары руками с шагом в перёд, с шагом назад или на месте; резкие и сильные удары ногами в корпус, подбивы и подсечки под опорную ногу или под обе ноги. Принцип работы ногами следующий: на двух ногах стоять устойчивее, чем на одной.
Изначально в Шотокане был принят на вооружение принцип <<Иккен Хисатсу>>, то есть <<одним ударом — наповал>>.
Поскольку концепция каратэ предполагает совершенствование тела и духа и их чёткую координацию, следует всегда помнить, что приоритет отдаётся духовному развитию, а физическое развитие находится на втором месте.
Смысл <<До>> (Путь) в дзен буддизме заключается в том, чтобы перевести внимание внутрь себя и на долгом Пути тренировок, медитации и самопознания создать себя новой личностью, преодолев собственное несовершенство, в гармоничном единстве с окружающем миром.
Духовное развитие совместно с изучением, отработкой и совершенствованием техники продолжается в процессе всей активной жизни спортсмена.
Интенсивный тренинг тела является одним из важнейших факторов, формирующих в течении длительного времени характер спортсмена с определёнными качествами, такими, как собранность, целеустремлённость, твёрдость, концентрированное внимание и другими. В итоге это приводит к развитию и совершенствованию интуиции, что относится уже к духовной сфере. Интуиции нельзя обучить. Она приобретается только после многих лет упорных тренировок и медитации. По-другому подходить к изучению каратэ не имеет смысла.
Но самое главное: этот процесс подготовки воспитывает в личности уверенность в себе, в своих силах, в своих возможностях, что делает человека самостоятельным, значительно уменьшая его зависимость от внешних привязанностей в мире кумиров, знаменитостей и др., поскольку акценты смещаются внутрь личности, открывая широкое поле для самосовершенствования.
Классическими составляющими каратэ-до являются: Кихон (базовая техника), Ката (воображаемый бой против нескольких противников одновременно) и Джийу Кумитэ (вольный бой в разных версиях). Эти три составляющих каратэ-до представляют собой неразрывное единство и тесную взаимную связь.
Поскольку каратэ формировалось на протяжении веков как воинское искусство, то главной целью системы тренинга является Джийу Кумитэ (вольный бой), а Кихон и ката являются средством обучения свободному бою (Джийу Кумитэ).
КАТА (история, теория и практика).


До тех пор, пока вы не поймёте смысл каждой ката, вы
не выучите их. Тренируясь хоть всю жизнь.
                                                                    Гичин Фунакоши


История
\’В настоящее время каратэ становится настолько популярным, что можно без преувеличения сказать: нет такой страны в мире, где бы оно не практиковалось. С одной стороны, оно привлекает своей современной спортивной направленностью, а с другой — традиционными боевыми аспектами, как искусство. Гармоничное сочетание и того, и другого привлекает и молодых, и пожилых, мужчин и женщин к занятиям каратэ в соответствии с личными наклонностями.

Ката представляют собой наследие, оставленное мастерами прошлого. Они создали приемы, проделывая огромную работу, проходя через личные схватки, духовный и эмоциональный опыт. Следовательно, помимо боевых приемов, используемых в реальной схватке, ката представляют собой и форму тренинга тела, что может быть использовано в качестве метода физического воспитания и реабилитации, и философию.
Всего насчитывается более 100 ката окинавского и японского происхождения, которые передавались практически из поколения в поколение. В современном Шотокане общепринято считать реально исполняемыми 26 ката, а именно:
1-5. Хейан (Шодан,Нидан,Сандан,Йондан,Годан
6-8. Текки (Шодан,Нидан,Сандан)
9. Канку Дай
10. Канку Шо
11. Бассай Дай
12. Бассай Шо
13. Джион
14. Эмпи
15. Хангетсу
16. Ганкаку
17. Джитте
18. Чинте
19. Сочин
20. Унсу
21. Мейкйо
22. Годзюшихо Дай
23. Годзюшихо Шо
24. Джиоин
25. Ванкан
26. Нидзюшихо
Гичин Фунакоши утверждал, что в Шотокане существует 2 типа ката: быстрые и лёгкие(Шорин) и медленные и тяжелые (Шорей).
Названия ката имеют разное происхождения, многие из названий неизвестного происхождения и не означают ничего конкретного.
В современном Шотокане в различных версиях, отдельные элементы ката подвергаются незначительным изменениям не имеющим принципиального значения, в зависимости от трактовки исполнения, принятой в данной версии.Однако первоначальный рисунок и смысл ката, то есть основной принципиальный подход, остаются без изменений.
Теория
Ката развивает много качеств, каторые не могут развить свободное кумите или базовая техника, а именно: чувство пространства и ритма; возможность тренироваться без партнёра; наработку новых приёмов и их комбинаций. Ката также предоставляет возможность повторять комбинации техник, редко встречающихся в комплексе базовой подготовки, или приёмы, никогда не встречающиеся в практике тренировок, но открывающие новые возможности в исполнительской практике. Иногда ката служит источником информации и тренировкой приёмов, опасных для отработки их с партнёром из-за высокой степени вероятности травмирования .
Каждая ката обладает определённой информацией, которая специалистами считается присущей только ей. Однако в определённой степени все ката связаны между собой. Например, первая половина Хейан Нидан содержит туже технику что и начальная часть Канку Дай. Более того, другие ката Хейан также имеют аналоги в разных ката стиля Шотокан, что выделяет Канку Дай в качестве основной ката стиля Шотокан. Для этого имеется несколько доводов. Во всех ката существуют приёмы, являющиеся частью Канку Дай, особенно в ката групп Хейан и Текки.
Основная группа ката в стиле Шотокан — это Канку Дай (главная) Бассай Дай, Джион, Эмпи, Джитте, Хангетсу и Ганкаку. При включении в эту группу все 5 ката Хейан, которые распологаются между Канку Дай и другими ката системы Шотокан, все вышеприведенные ката становятся взаимосвязанными в единую общую систему информации стиля Шотокан.
Спортсмены, овладевшие большей частью ката системы Шотокан, пришли к выводу, что некоторые ката, итересные и уникальные сами по себе, \’\’ выпадают \’\’ из системы ката Шотокан. А такие ката , как Унсу, Сочин, Нидзюшихо, Годзюшихо Дай и Шо и некоторые другие, не обладают логическим единством с ката стиля Шотокан. Они были введены в эту систему мастерами прошлого и остались благодора своей технической ценности и практическим действиям.
Ката Унсу, в принципе,имеет мало общего с системой ката Шотокан, но была модифицирована и приспособлена к требованиям системы. Самая последняя техника: Аге Уке и Тсуки — может быть связана с ката Джион.
Ката Сочин может быть непосредственно связана с Канку Дай, так как в обеих ката присутствуют Йоко Гери Кеаге и Шуто Уке.
Ката Нидзюшихо слабо увязывается с Унсу, связана с Джион.
Другие стили карате также имеют основные катк, например Супаринпей в стиле Годзю Рю, отражающая методику тренировок и тактику этого стиля.
Какая бы ката ни являлась основной в каждом стиле, она является центром, общим показателем методологии и исполнительской техники и определяет направление в целом.
Некоторые ката постепенно выпадают из исполнительского арсенала спортсменов. Этот эффект наблюдается с 1980-х годов. Карате почти полностью трансформировалось в спортивное направление, основной целью изучения ката стала эстетика исполнения. И очень немногие интересуются изначальным исполнением и значением перемещений и техник в ката. В основном по этой причине наиболее \»представительные\» по динамичности и эстетике движений ката стали наиболее исполняемыми, в то время как другие, которым \»не повезло\», постепенно отошли и отходят в небытие.
Например, Унсу и сочин регулярно исполняются в наше время. Ката Сочин также стала очень популярной в соревнованиях различного ранга, возможно, благодаря своим стойкам и мощным ударам и блокам руками.
Другие ката, не очень ритмичные и удобные в исполнении, стали демонстрироваться реже. Например, Ванкан, слишком короткая и не имеющая впечатляющих приёмов, осваивается за короткий промежуток времени и всё реже присутствует в программах соревнований. Ванкан и Джи`ин не быль упомянуты в книге М. Накаямы \»Best Karate\», но присутствуют в двухтомнике по ката Хироказу Каназавы.
Ката Мейкйо — ещё один пример отсутствия популярности среди исполнителей стиля Шотокан.
Ещё одной причиной снижения популярности у исполнителей определённых ката стало увеличение роли свободного кумите в практике карате во всём мире. В связи с этим возрасла тенденция изучения ката на основе базовой техники, то есть ката, по своей технике приближенных к реальным боевым условиям.
Исторически, Гичин Фунакоши перенёс акцент тренировок с изучения ката на свободное кумите, что вывело ката с центрального места в тренировках каратэ.
Поскольку ката, наравне с кихоном, являются основным методом освоения боевой техники и доведения её до автоматизма в экстремальных условиях, когда технические действия выполняются на уровне подсознания, то многократное повторение — единственный способ доведения боевого арсенала до высокого уровня качества и скорости исполнения. Поэтому необходимо привлекать к изучению и исполнению в Шотокане как можно большее число ката из других стилей при условии сохранения знаний по всем ката Шотокана. Чем больше количество ката, тем шире арсенал практических боевых действий.
Ката содержит в себе нобоо определённых технических действий (ударорв руками и ногами, блоков, перемещений ), цель которых — поразить воображаемого противника. Объяснение применения техники ката имеет два названия — \»Бункай\» и \»Ойо\».
Бункай означает \»анализ\»,\»подробное рассмотрение элементов ката\». Термин Бункай правильнее использовать в значении \»разобрать весь комплекс техники ката на элементы и отрабатывать каждый элемент отдельно\».
Ойо означает \»практическое назначение, применение элементов ката\». Термин Ойо правильнее использовать в значении практического применения технических приёмов в разных конкретных ситуациях.
Первоначальные назначение каждого вида техники ката забыто и потеряно, поскольку письменные записи отсутствуют, так же как и имена создателей ката или источников, откуда произошли ката и составляющие их технические приёмы.

Практика
Выполняя ката, оставайтесь спокойным, сохраняя незамутненность разума. Мы должны постоянно сосредоточивать и удерживать \’ки\’ до самого последнего движения. Мы в равной степени должны координировать разум и мощь тела в каждом движении в соответствии с правильным дыханием.
Одно выполнение ката из трех подряд проводится без всякого напряжения, с тем, чтобы изучать, как правильно следует напрягать и расслаблять нужные мышечные группы. Концентрировать \’ки\’ необходимо пониже пупка, в месте, где энергия наиболее эффективно поможет телу расслабиться, а разуму сохраниться чистым, и таким образом, каждый прием, выполняемый рукой или ногой, наполняется жизненной силой.
Каждое ката:
1. Начинается и заканчивается поклоном стоя — ритсу-рэй.
2. Начинается и заканчивается строго в одной и той же точке эмбусэн.
3. Имеет, как правило, два Ки-ай — момент мощнейшего высвобождения физической и ментальной энергии.
4. Имеет строго определённое количество движений и их последовательность (изменять и пропускать которые запрещается), а также определённое количество времени на его исполнение.
Полное владение ката — характеризуется той глубиной знаний и практического опыта в его овладении, которая позволяет подняться на следующую ступень мастерства, для начала изучения более высокого и сложного ката, и включает в себя такие требования, как:
1. Четкое и правильное выполнение всех элементов ката.
2. Контроль осанки с соблюдением правильных стоек и перемещений тела в используемом пространстве.
3. Правильное использование принципов дыхания, сжатия и расширения, напряжения и расслабления, умение опускать центр тяжести и работать Хара (местом концентрации физической мощи).
4. Постоянное сохранение Заншин (предельная концентрация на визуализированном противнике), передача боевого духа данного ката, мощный ки-ай.
5. Соблюдение правильного ритма в ката и количество времени необходимого на его исполнение.
6. Знание терминологии каждого движения используемого в ката, а также его практическое и боевое применение в бункай-ката.
7. Умение выполнять данное ката как в прямом, так и в обратном (зер-кальном) направлении ура-ката.
Только при выполнении всех вышеперечисленных требований можно переходить к изучению и практике следующего ката.
КУМИТЭ
Истинное каратэ-до заключается в повседневной жизни. Тело и разум должны развиваться и совершенствоваться в духе гуманности. Человек должен быть всегда справедливым.
Гичин Фунакоши.
Основная цель Кумитэ — укрепление боевого духа через практическое применение полученных в Кихоне и ката навыков боевых действий в работе с противником. Кумитэ бывает нескольких видов, каждый из которых имеет соё назначение и свою цель.
КИХОН КУМИТЭ представляет собой обусловленный поединок с применением базовой техники. Цель — последовательное освоение базовой техники.
Имеет следующие разновидности:
ГОХОН КУМИТЭ — состоит из пяти обусловленных атак на каждый шаг по одному уровню с контратакой после последней атаки. Начальная ступень. Цель — приобретение навыков в провидении серии атак в движении.
САНБОН КУМИТЭ — состоит из трёх обусловленных атак рукой и ногой по разным уровням. Цель — наработка проведения атаки и мгновенной контратаки после серийной атаки.
ИППОН КУМИТЭ — условная работа в парах на одну оговоренную атаку. Цель — развитие комбинационного мышления в контакте и совершенствование контратакующих действий в условиях спонтанной реакции.
ДЖИЙУ ИППОН КУМИТЭ — свободный бой на одно атакующее действие из свободной боевой стойки с обязательной контратакой.
ДЖИЙУ КУМИТЭ — свободный бой без ограничений. В большинстве стилей каратэ ДЖИЙУ КУМИТЭ практикуется на всех уровнях повышения мастерства, включая и уровень белого пояса, с учётом степени мастерства опыта партнёров.
Система Кихон — Ката — Кумитэ является единой и неразрывной, так же как и система Тело — Разум -Дух. При всей важности изучения техники, главным в мастерстве спортсмена является умение управлять своим психическим состоянием. Соответствующее состояние изменённого сознания формируется длительной практикой аутотренинга или медитации неподвижно — созерцательного или/и активно — двигательного характера (например, выполнение ката), причем в обоих случаях главную роль играют правильная методика дыхания. Необходимым условием является также соблюдение принципов Тсуки — Но — Кокоро (дух как луна) и Мизу — Но — Кокоро (дух как вода), особенно в свободном поединке.
С точки зрения физической подготовки, в поединке побеждает более сильный. При равной физической подготовке побеждает более техничный. При равенстве предыдущих факторов побеждает более сильный духом. Таким образом, в системе Тело — Разум — Дух составляющая Духа преобладает и является главной.
КИХОН
Основная цель Кихона — наработка связи <<Разум-Тело>>. Непослушное вначале тело в процессе тренировок начинает подчиняться разуму, а затем, в результате многократных повторений боевых движений, нарабатывается двигательный навык, позволяющий выполнить любое наработанное движение на уровне рефлекса, т.е. без участия сознания в данном движении.
Практическая реализация таких составляющих, как скорость, жёсткость, концентрация силы и внимания, геометрические параметры стоек, траектории ударов и блоков, ритм исполнения и др., возможна только при планомерном систематическом, поэтапном и постепенном усвоении учебного материала при подчинении собственного тела Воле и Разуму.
Идеальное исполнение практически невозможно, но чем ближе к идеалу исполнитель, тем чище и эффективней будут его действия в реальном бою.
Кихон представляет собой наработку базовой техники. Тренировка по Кихону должна проводится регулярно, а его отдельные элементы входят в состав разминки перед основной частью тренировки.
Занятия Кихоном составляют значительную часть тренировочного времени новичков и являются групповым методом тренировки. Кихон практикуется без партнёра и может выполнятся на месте, в движении вперёд или назад (спиной вперёд). Каждое техническое действие в процессе его выполнения должно реализоваться с максимальной силой и скоростью.
Основные положения по выполнению Кихона:
Кихон заключается в многократном выполнении какого-либо технического действия на месте или при перемещении или последовательном многократном выполнении нескольких разных технических действий на месте или при перемещении;
Серии технических действий (Рензоку Ваза), состоящие из трёх или четырёх элементов, выполняются с максимальной скоростью и без временных интервалов между отдельными элементами серии (так как ученики уже достигли определённого уровня подготовки). Однако скорость исполнения серии не должна отрицательно влиять на равновесие стоек (особенно в движении) или на качество и силу исполнения самого технического действия;
При перемене стоек во время выполнения Кихона в движении необходимо обращать особое внимание на вращательные движения бёдер которые придают дополнительную силу ударам;
Необходимо следить за концентрацией мышц в момент воображаемого контакта конечности с целью и за их мгновенным расслаблением сразу после контакта с целью;
Все технические действия выполняются с одинаковым усилием;
Кимэ (проявление максимального усилия) должно быть кратким, и его продолжительность не должна отражаться на скорости выполнения других движений данной серии;
Любое техническое действие в кихоне должно выполнятся с Кимэ.

КОНТАКТЫ

(495) 353-06-88

216-157-187

sportclub.karate@gmail.com

ВНИМАНИЕ!!!
Спортивный Клуб \»Южный\» объявляет о наборе детей в возрасте от 5 лет в секции каратэ, дзюдо и самообороны.
Приходите СЮДА и запишите своего ребенка!

649 Просмотров
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...