Все о Ката

«До тех пор, пока вы не поймёте смысл каждой ката, вы
не выучите их. Тренируясь хоть всю жизнь.»
Гичин Фунакоши

История

В настоящее время каратэ становится настолько популярным, что можно без преувеличения сказать: нет такой страны в мире, где бы оно не практиковалось.

С одной стороны, оно привлекает своей современной спортивной направленностью, а с другой — традиционными боевыми аспектами, как искусство. Гармоничное сочетание и того, и другого привлекает и молодых, и пожилых, мужчин и женщин к занятиям каратэ в соответствии с личными наклонностями.
Ката представляют собой наследие, оставленное мастерами прошлого. Они создали приемы, проделывая огромную работу, проходя через личные схватки, духовный и эмоциональный опыт. Следовательно, помимо боевых приемов, используемых в реальной схватке, ката представляют собой и форму тренинга тела, что может быть использовано в качестве метода физического воспитания и реабилитации, и философию. баку4
Всего насчитывается более 100 ката окинавского и японского происхождения, которые передавались практически из поколения в поколение.

 

 

 

 

 

 

В современном Шотокане общепринято считать реально исполняемыми 26 ката, а именно:


1-5. Хейан (Шодан,Нидан,Сандан,Йондан,Годан)
6-8. Текки (Шодан,Нидан,Сандан)
9. Канку Дай
10. Канку Шо
11. Бассай Дай
12. Бассай Шо
13. Джион
14. Эмпи
15. Хангетсу
16. Ганкаку
17. Джитте
18. Чинте
19. Сочин
20. Унсу
21. Мейкйо
22. Годзюшихо Дай
23. Годзюшихо Шо
24. Джиоин
25. Ванкан
26. Нидзюшихо


Гичин Фунакоши утверждал, что в Шотокане существует 2 типа ката: быстрые и лёгкие(Шорин) и медленные и тяжелые (Шорей).
Названия ката имеют разное происхождения, многие из названий неизвестного происхождения и не означают ничего конкретного.
В современном Шотокане в различных версиях, отдельные элементы ката подвергаются незначительным изменениям не имеющим принципиального значения, в зависимости от трактовки исполнения, принятой в данной версии.

Однако первоначальный рисунок и смысл ката, то есть основной принципиальный подход, остаются без изменений.
Теория
Ката развивает много качеств, каторые не могут развить свободное кумите или базовая техника, а именно: чувство пространства и ритма; возможность тренироваться без партнёра; наработку новых приёмов и их комбинаций. Ката также предоставляет возможность повторять комбинации техник, редко встречающихся в комплексе базовой подготовки, или приёмы, никогда не встречающиеся в практике тренировок, но открывающие новые возможности в исполнительской практике. Иногда ката служит источником информации и тренировкой приёмов, опасных для отработки их с партнёром из-за высокой степени вероятности травмирования .
Каждая ката обладает определённой информацией, которая специалистами считается присущей только ей. Однако в определённой степени все ката связаны между собой. Например, первая половина Хейан Нидан содержит туже технику что и начальная часть Канку Дай. Более того, другие ката Хейан также имеют аналоги в разных ката стиля Шотокан, что выделяет Канку Дай в качестве основной ката стиля Шотокан. Для этого имеется несколько доводов. Во всех ката существуют приёмы, являющиеся частью Канку Дай, особенно в ката групп Хейан и Текки.
Основная группа ката в стиле Шотокан — это:

  • Канку Дай (главная),
  • Бассай Дай, Джион,
  • Эмпи, Джитте,
  • Хангетсу и Ганкаку.

При включении в эту группу все 5 ката Хейан, которые распологаются между Канку Дай и другими ката системы Шотокан, все вышеприведенные ката становятся взаимосвязанными в единую общую систему информации стиля Шотокан.
Спортсмены, овладевшие большей частью ката системы Шотокан, пришли к выводу, что некоторые ката, итересные и уникальные сами по себе, «выпадают» из системы ката Шотокан. А такие ката , как Унсу, Сочин, Нидзюшихо, Годзюшихо Дай и Шо и некоторые другие, не обладают логическим единством с ката стиля Шотокан. Они были введены в эту систему мастерами прошлого и остались благодора своей технической ценности и практическим действиям.
Ката Унсу, в принципе,имеет мало общего с системой ката Шотокан, но была модифицирована и приспособлена к требованиям системы. Самая последняя техника: Аге Уке и Тсуки — может быть связана с ката Джион.
Ката Сочин может быть непосредственно связана с Канку Дай, так как в обеих ката присутствуют Йоко Гери Кеаге и Шуто Уке.
Ката Нидзюшихо слабо увязывается с Унсу, связана с Джион.
Другие стили карате также имеют основные катк, например Супаринпей в стиле Годзю Рю, отражающая методику тренировок и тактику этого стиля.
Какая бы ката ни являлась основной в каждом стиле, она является центром, общим показателем методологии и исполнительской техники и определяет направление в целом.
Некоторые ката постепенно выпадают из исполнительского арсенала спортсменов. Этот эффект наблюдается с 1980-х годов. Карате почти полностью трансформировалось в спортивное направление, основной целью изучения ката стала эстетика исполнения. И очень немногие интересуются изначальным исполнением и значением перемещений и техник в ката. В основном по этой причине наиболее «представительные» по динамичности и эстетике движений ката стали наиболее исполняемыми, в то время как другие, которым «не повезло», постепенно отошли и отходят в небытие.
Например, Унсу и сочин регулярно исполняются в наше время. Ката Сочин также стала очень популярной в соревнованиях различного ранга, возможно, благодаря своим стойкам и мощным ударам и блокам руками.
Другие ката, не очень ритмичные и удобные в исполнении, стали демонстрироваться реже. Например, Ванкан, слишком короткая и не имеющая впечатляющих приёмов, осваивается за короткий промежуток времени и всё реже присутствует в программах соревнований. Ванкан и Джи`ин не быль упомянуты в книге М. Накаямы \»Best Karate\», но присутствуют в двухтомнике по ката Хироказу Каназавы.
Ката Мейкйо — ещё один пример отсутствия популярности среди исполнителей стиля Шотокан.
Ещё одной причиной снижения популярности у исполнителей определённых ката стало увеличение роли свободного кумите в практике карате во всём мире. В связи с этим возрасла тенденция изучения ката на основе базовой техники, то есть ката, по своей технике приближенных к реальным боевым условиям.
Исторически, Гичин Фунакоши перенёс акцент тренировок с изучения ката на свободное кумите, что вывело ката с центрального места в тренировках каратэ.
Поскольку ката, наравне с кихоном, являются основным методом освоения боевой техники и доведения её до автоматизма в экстремальных условиях, когда технические действия выполняются на уровне подсознания, то многократное повторение — единственный способ доведения боевого арсенала до высокого уровня качества и скорости исполнения. Поэтому необходимо привлекать к изучению и исполнению в Шотокане как можно большее число ката из других стилей при условии сохранения знаний по всем ката Шотокана. Чем больше количество ката, тем шире арсенал практических боевых действий.
Ката содержит в себе нобор определённых технических действий (ударорв руками и ногами, блоков, перемещений ), цель которых — поразить воображаемого противника. Объяснение применения техники ката имеет два названия — «Бункай» и «Ойо».

  • Бункай означает «анализ»,»подробное рассмотрение элементов ката». Термин Бункай правильнее использовать в значении «разобрать весь комплекс техники ката на элементы и отрабатывать каждый элемент отдельно».
  • Ойо означает «практическое назначение, применение элементов ката». Термин Ойо правильнее использовать в значении практического применения технических приёмов в разных конкретных ситуациях.

Первоначальные назначение каждого вида техники ката забыто и потеряно, поскольку письменные записи отсутствуют, так же как и имена создателей ката или источников, откуда произошли ката и составляющие их технические приёмы.
Практика
Выполняя ката, оставайтесь спокойным, сохраняя незамутненность разума. Мы должны постоянно сосредоточивать и удерживать ‘ки’ до самого последнего движения. Мы в равной степени должны координировать разум и мощь тела в каждом движении в соответствии с правильным дыханием.
Одно выполнение ката из трех подряд проводится без всякого напряжения, с тем, чтобы изучать, как правильно следует напрягать и расслаблять нужные мышечные группы. Концентрировать \’ки\’ необходимо пониже пупка, в месте, где энергия наиболее эффективно поможет телу расслабиться, а разуму сохраниться чистым, и таким образом, каждый прием, выполняемый рукой или ногой, наполняется жизненной силой.
Каждое ката:
1. Начинается и заканчивается поклоном стоя — ритсу-рэй.
2. Начинается и заканчивается строго в одной и той же точке эмбусэн.
3. Имеет, как правило, два Ки-ай — момент мощнейшего высвобождения физической и ментальной энергии.
4. Имеет строго определённое количество движений и их последовательность (изменять и пропускать которые запрещается), а также определённое количество времени на его исполнение.
Полное владение ката — характеризуется той глубиной знаний и практического опыта в его овладении, которая позволяет подняться на следующую ступень мастерства, для начала изучения более высокого и сложного ката, и включает в себя такие требования, как:
1. Четкое и правильное выполнение всех элементов ката.
2. Контроль осанки с соблюдением правильных стоек и перемещений тела в используемом пространстве.
3. Правильное использование принципов дыхания, сжатия и расширения, напряжения и расслабления, умение опускать центр тяжести и работать Хара (местом концентрации физической мощи).
4. Постоянное сохранение Заншин (предельная концентрация на визуализированном противнике), передача боевого духа данного ката, мощный ки-ай.
5. Соблюдение правильного ритма в ката и количество времени необходимого на его исполнение.
6. Знание терминологии каждого движения используемого в ката, а также его практическое и боевое применение в бункай-ката.
7. Умение выполнять данное ката как в прямом, так и в обратном (зер-кальном) направлении ура-ката.
Только при выполнении всех вышеперечисленных требований можно переходить к изучению и практике следующего ката.

13 122 Просмотров